Экспертиза законопроекта «О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края»

 

Общественная палата Алтайского края рассмотрела законопроект «О регулировании отдельных отношений  в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края»

Общественная палата обращает Ваше  внимание на следующее.

Ряд статей законопроекта носит декларативный характер, не прописаны механизмы, условия и порядок предоставления финансовой помощи.

Не ясны полномочия уполномоченного органа: из прочтения текста законопроекта можно сделать вывод, что у него одно полномочие: ведение реестра. Мы полагаем, что полномочия следует расписать более подробно, как это сделано, например, законодателями Санкт-Петербурга и рядом других.

Считаем важным отметить, что используемые в законопроекте понятия такие «участник долевого строительства», «пострадавший участник долевого строительства» вводит в заблуждение относительно того, охватывает ли данный законопроект, в частности, пайщиков (вложивших средства в ЖСК), заключивших договора соинвестирования, возможно, следует использовать другую терминологию. В частности, законодатели Нижегородской области приняли закон "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков)". Более того, в крае существует категория граждан, пострадавших от действий застройщиков при строительстве малоэтажных домов. Однако эта категория граждан законом не охвачена.

Опыт показывает, что отстранение представителей пострадавших граждан от принятия решений о формировании реестра, об очередности получения государственной поддержки и др., может негативно сказаться на результатах работы уполномоченного органа. Предлагаем в дальнейшем  предусмотреть создание при уполномоченном органе общественного совета с включением представителей граждан, пострадавших от действий застройщиков.

Общественная палата предлагает следующие поправки в законопроект:

1) Статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Орган исполнительной власти Алтайского края, уполномоченный на осуществление деятельности в сфере долевого строительства

1. Орган исполнительной власти Алтайского края, уполномоченный на осуществление деятельности в сфере долевого строительства (далее - уполномоченный орган) определяется Администрацией Алтайского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

2. Уполномоченный орган:

1) формирует и ведет реестр проблемных объектов и пострадавших участников долевого строительства;

2) формирует и представляет на утверждение Администрации Алтайского края адресный перечень незавершенных строительством многоквартирных домов (далее - адресный перечень) на очередной год;

3) оказывает содействие пострадавшим участникам долевого строительства в защите их прав в соответствии с законодательством;

4) взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, иными лицами по вопросам защиты прав и законных интересов пострадавших участников долевого строительства;

5) осуществляет предоставление пострадавшим участникам долевого строительства, предусмотренных настоящим Законом форм государственной поддержки;

6) контролирует направления использования предоставляемой пострадавшим участникам долевого строительства финансовой помощи и приостанавливает или прекращает перечисление соответствующих денежных средств в случае выявления фактов нецелевого их использования, непредставления необходимых документов или представления подложных документов или ложных сведений;

7) заключает с пострадавшими участниками долевого строительства предусмотренные частью 8 статьи 6-1 настоящего Закона договоры уступки права требования или договоры передачи доли в объекте долевого строительства;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные с законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края.

2) Статью 4 изложить в следующей редакции :

«Статья 4. Порядок формирования адресного перечня незавершенных строительством многоквартирных домов

1. Адресный перечень незавершенных строительством многоквартирных домов (далее - адресный перечень) формируется на очередной год на основании содержащихся в реестре сведений о незавершенных строительством многоквартирных домах, участниками строительства которых являются пострадавшие участники долевого строительства.

2. Формирование адресного перечня на очередной год производится уполномоченным органом исходя из степени готовности и предполагаемой стоимости завершения строительства объектов, застройщик которых исключен из Единого государственного реестра юридических лиц, количества пострадавших участников долевого строительства, и размера фактически оплаченных ими сумм от стоимости жилых помещений, определенной договорами (соглашениями) с застройщиком.

3. Уполномоченный орган включает объект в адресный перечень при наличии:

1) согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации с расчетом стоимости завершения строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома в ценах текущего года;

2) разрешения на строительство.

4. Адресный перечень на очередной год утверждается Администрацией Алтайского края по согласованию с Алтайским краевым Законодательным Собранием, оформляемому постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания.».

3) В статье 6, ч. 2:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) выплата из средств краевого бюджета пострадавшим участникам долевого строительства, являющимся участниками строительства объектов, включенных в адресный перечень незавершенных строительством многоквартирных домов, денежной компенсации исходя из фактически оплаченной ими суммы от стоимости жилого помещения, определенной договором (соглашением) с застройщиком.»;

б) дополнить пунктов 12 следующего содержания:

"12) Включенные в реестр пострадавшие участники долевого строительства имеют право на предоставление временного жилья до получения государственной поддержки".

в) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Меры государственной поддержки пострадавшим участникам долевого строительства предоставляются в порядке очередности исходя из даты их включения в реестр и на основании представленных в уполномоченный орган реестров пострадавших участников долевого строительства, формируемых пострадавшими участниками долевого строительства по каждому проблемному объекту долевого строительства.

г) часть 4 изложить в следующей редакции:

Для получения государственной поддержки пострадавшие участники долевого строительства создают некоммерческую организацию и большинством голосов от общего числа ее участников (учредителей) принимают решение по поводу продолжения строительства проблемного объекта застройщиком или смене застройщика. Обращение направляется в уполномоченный орган для принятия соответствующих мер государственной поддержки.

Общественная палата Алтайского края в целом поддерживает  данный законопроект, считает его принятие  своевременным и необходимым.