Новости

Новости палаты

Главная тема

Мнение

Новости общественной жизни

Фоторепортажи

Главная тема

14/10/2010 » Предложения Общественной палаты по проекту бюджета Алтайского края на 2011 г. и на 2012-2013 гг.

 

Выступление
заместителя председателя Совета Общественной палаты края Г.П. Шейда  на публичных слушаниях
по проекту бюджета Алтайского края на 2011 г. и на 2012-2013 гг. 14 октября 2010 г.

Готовясь к общественным слушаниям по проекту бюджета Алтайского края на 2011 г. и на 2012-2013 гг. Совет Общественной палаты Алтайского края разослал проект бюджета всем 50 членам ОПАК и обратился к общественным организациям края с предложением высказать свое отношение к главному финансовому документу края, внести свои предложения и замечания. Должен отметить, что в этом году мы получили большую обратную связь граждан по сравнению с прошлым годом, что в определенной степени свидетельствует о росте зрелости и активности институтов гражданского общества в крае.

Свои предложения подготовили профсоюзы края, ветеранские организации, Союз детских и подростковых организаций, экологи, образовательные и бизнес - объединения и другие. Также мы признательны членам Общественного экспертного совета ОПАК- представителям экономической науки.

Общественная палата отмечает рост доходной и расходной части бюджета, что свидетельствует  о признаках выхода экономики края из рецессии, эффективности антикризисных мер, появлении возможностей для роста потребительского спроса экономических субъектов и граждан. Доходная часть краевого бюджета составит 117% к 2010 г., в этих же пропорциях вырастут и расходы. Более чем на треть увеличится дефицит бюджета, что соответствует российскому тренду. По мнению министра финансов А.Кудрина дефицитность федерального бюджета сохранится до 2015 г.

В условиях сокращения поддержки федерального центра край стал в большей мере работать над повышением собственной доходной базы. Уже в этом году собственные доходы края сравняются с уровнем поддержки РФ, а собственные доходы консолидированного бюджета в 2011 г. должны увеличиться до 64%.  Есть надежды, что край в 2011 г. по уровню бюджета выйдет на докризисные показатели. В тоже время, уровень бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения в крае, несмотря на существенное сближение с показателями в соседней Новосибирской области останется одним из самых низких в Сибирском федеральном округе.

Бюджет Алтайского края сформирован в соответствие с основными задачами бюджетной политики РФ. При анализе бюджета мы особое внимание обращали на задачи обеспечения социальных обязательств перед нашими гражданами и вопросах модернизации экономики. С большинством других поставленных задач можно согласиться. Вместе с тем, на наш взгляд, значительные резервы пополнения доходной базы краевого и местных бюджетов кроются в несовершенстве земельно-имущественных отношений, сложностями оборота земель сельскохозяйственного назначения, волокитой с получением и оформлением прав на землю, препятствующих привлечению инвестиций. Ситуация в пострадавшей от пожара Николаевке показала, что почти 70% домовладений и земельных участков не были оформлены должным образом. Слабо решаются вопросы развития аквокультур, заболачиваются озера, биоресурсы используются хищническим образом, отсутствует целенаправленная политика по развитию институтов государственно-частного партнерства в этой сфере, о чем  справедливо отмечалось на круглом столе Общественной палаты края по проблемам браконьерства и цивилизованного ведения рыбного хозяйства.

Мы предлагаем задачу совершенствования земельно-имущественных отношений также считать приоритетной при определении бюджетной политики, учитывая аграрную специфику края.

На слушаниях по бюджету в прошлом году Общественная палата края предлагала не снижать уровень бюджетной поддержки экономики. Модернизация и переход к инновационной модели экономики, которые объявлена приоритетом Президентом РФ Д.А.Медведевым невозможны без концентрации и бюджетных ресурсов в рамках государственно - частного партнерства. В бюджете на 2011 и последующие годы заложен рост расходов на экономику в размере 6, 63 млрд. руб., что почти в полтора раза выше уровня прошлого года. Наша задача - обеспечить общественный контроль за избранными приоритетами. Средства действительно должны пойти в те проекты, которые обеспечат новое качество экономики региона.

Более четко, на наш взгляд, должны быть прописаны расходы по институциональным преобразованиям: совершенствование законодательства, развитие институтов гражданского общества и форм гражданского контроля, борьбу с коррупцией, защиту собственности.

Общественную палату тревожит рост налоговой нагрузки на бизнес, увеличение страховых сборов, планируемые с 2012 г., новации в сфере налогообложения малого бизнеса. Так, по данным краевого союза потребительской кооперации налоговая нагрузка на 1 работника может вырасти более чем в 2 раза. Расчеты Алтайкрайпотребсоюза мы прилагаем к материалам общественных слушаний в полном виде.

В проекте бюджета на 10% предлагается увеличить расходы на поддержку сельского хозяйства. Местные органы власти имеют низкую и плохо собираемую налогооблагаемую базу. Средств явно не хватает, чтобы село приобретало современный облик. Определенные надежды мы связываем с принятием краевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий края до 2016 г.», в обсуждении которой палата примет активное участие.

Несмотря на заметный рост бюджетной поддержки экономики края бюджет еще рано назвать бюджетом развития. По -  прежнему, в первую очередь, это социальный бюджет. Почти 2/3 расходов бюджета пойдет на вопросы социальной политики. Это не может не радовать социально- ориентированные общественные организации края, хотя у них по-прежнему много вопросов и предложений. Индикатором социальной политики должно стать сокращение уровня разрывов в доходах между богатыми и бедными, который сегодня для цивилизованного общества просто недопустим.

Краевой Союз детских и подростковых организаций серьезно обеспокоен тенденцией сокращения ставок вожатых в общеобразовательных учреждениях и перспектив снижения уровня воспитательного процесса. Общественные объединения родителей, учителей, граждане бьют тревогу по поводу невозможности получить  место для ребенка в детском саду. Мы в Общественной палате получили коллективное письмо (200 подписей) от родителей из Новоалтайска. Там, в очереди на получение места в дошкольном учреждении стоит 2500 человек. Еще более кричащая ситуация в Барнауле. Отсутствие мест в детских садах отчасти девальвируют государственную программу материнского капитала. Так, только в Новоалтайске в ходе приватизации было продано 14 детских садов и ясель. Средства, заложенные в Краевую программу по демографии, на наш взгляд лишь частично отвечают на эти вызовы. Можно ли дополнительно найти средства? Так, на фоне роста многих статей бюджета, на наш взгляд непропорционально вырастают расходы краевого бюджета на дорожное строительство - на 83% при среднем росте в 17%. Вклад в развитие инфраструктуры соответствует задачам модернизации. На наш взгляд,  эти средства можно получить при более активной работе с федеральным центром, который выделяет значительные средства на эти цели, а высвободившие ресурсы можно было бы перенаправить на цели развития подрастающего поколения.

Касаясь темы дорожного строительства нельзя не упомянуть проблему, поднимаемую автомобилистами - рост дорожных пробок. В этом году Барнаул получил значительные средства, однако принципиальных решений по увеличению пропускной способности автодорог по - прежнему нет. Без консолидации финансовых усилий края, столицы Алтая и федерального центра эту проблему не решить.

Другая острая проблема- постинтернатная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эту проблему заостряет АКО «Российский детский фонд» и общественная организация опекунов детей-сирот «Доброе сердце».  Одно из решений - создание Центров постинтернатного сопровождения для социальной адаптации этой категории детей. Мы считаем, что предложения общественников требуют тщательного изучения и поддержки. 

Общественная палата поддерживает позицию профсоюзов края о необходимости повышения зарплат бюджетникам уже с 1 января 2011 г. Людям давно не повышали зарплату на фоне роста потребительских цен и коммунальных расходов. Справедливыми мы считаем решение октябрьского Форума профсоюзов о несовершенстве системы оплаты труда в бюджетной сфере. У нас есть примеры, когда низкая дифференциация в оплате труда с учетом качества и эффективности приводит к оттоку квалифицированных кадров.

Краевой «Союз за здоровое развитие детей» считает необходимым продолжение финансирование подпрограммы «Онкология», предлагает изыскать резервы для реконструкции КГУЗ «Алтайская краевая клиническая детская больница». Другое предложение - повысить нормативы расходов по заработной плате на одного учащегося на 50%, что позволило бы повысить зарплату учителей до уровня коллег в Новосибирской и Кемеровской областях.

Культура имеет решающе значение в современном государстве. Так считают ведущие обществоведы в мире. Для края сохранение традиционной народной культуры должно быть в числе  приоритетов. Вот почему мы предлагаем  найти возможность для увеличения расходов на реализацию целевой программы «Культура Алтая», найти возможность для поддержки деятельности народных мастеров и некоммерческих организаций, борющихся за сохранение наших истоков.

Пожар в Михайловском и других районах показал, что природоохранная деятельность финансировалась по остаточному принципу. Егерская служба с ее штатами не справляется с объемом работы. Экологи края предлагают увеличить расходы на содержание краевого автономного учреждения «Алтайприрода» до суммы в 7, 8 млн. руб., а штат  егерской службы увеличить с нынешних 14 до 35-40 человек в рассматриваемый  бюджетный период.

Несмотря на рост расходов в целом на поддержку СМИ, поддержка районных и городских СМИ не увеличилась. В то же время затраты, по оценке Союза журналистов Алтайского края на производство газет существенно растут. Несут потери отдельные муниципальные издания и в результате объединения территорий. Местные  издания, естественно не уповают только на бюджетную поддержку. Ее доля составляет в среднем 12%. Общественная палата края считает актуальным  сохранение поддержки местных изданий в целях сохранения информированности граждан на уровне местных сообществ. Многие издания проявили чудеса выживаемости и сумели сохранить неизменный интерес своих читателей. На повестке дня Общественной палаты остается вопрос и в целом о политике поддержки СМИ. Актуальным остается вопрос перехода от прямой бюджетной поддержки через поддержку независимых фондов поддержки региональных СМИ, которые бы обеспечили равные условия для функционирования прессы.

В 2010 г. на аналогичных слушаниях мы призвали всех участников бюджетного процесса жить по средствам в условиях  кризиса. В условиях надежд на оживление экономики края и роста бюджета мы считаем крайне важным не упустить возможности перейти на путь, который сделает нашу экономику и социальную сферу современной и эффективной.

 

Фото с сайта www.tomsk.ru

 


« Предыдущий материал Перейти к списку Следующий материал »