Новости

Новости палаты

Главная тема

Мнение

Новости общественной жизни

Фоторепортажи

Главная тема

21/06/2011 »

 

В соответствии с Конституцией РФ каждому гражданину РФ гарантируется право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане России и Алтайского края активно этим правом пользуются. Базовыми законами для организации работы с обращениями граждан являются ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и аналогичный краевой закон №152.

Ежегодно число обращений граждан растет, несмотря на кажущуюся стабильность и статистические данные об улучшении жизни людей. Так, по итогам 2010 г. число обращений в администрацию края по сравнению с 2009 г. выросло на 22%, на 34 % выросло число обращений в Общественную палату РФ, на 25% - в АКЗС. Для обращений граждан все чаще используются и электронные письма. Так, только в Интернет- приемную Губернатора края поступило в 2010 г. около трех тысяч писем, каждое третье письмо в ОПРФ- электронное.

Системная работа с обращениями граждан налажена в прокуратуре края. Здесь также отмечается рост обращений с 30 тыс. обращений (29962) в 2008 г. до 40 тыс. (40250) в 2010 г.  В среднем к производству принимается 93% всех обращений. Растет, но пока медленными темпами количество удовлетворенных жалоб. Удовлетворяется, в среднем, каждое пятое обращение (21%). По итогам работы прокуратуры края вынесено предостережения 163 должностным лицам. Постоянно ведется « прямая линия» по разъяснению прав граждан, действует «горячая линия» - 666262, куда граждане могут обратиться с заявлениями о коррупционных проявлениях. 

Растет и количество обращений граждан в судебные инстанции, Европейский суд. Отчасти, это результат политики, направленной на доступность правосудия, обеспечение реализации прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов. В судах работают приемные, которые не только принимают исковые заявления, но и ведут правовые консультации. Всего в краевой суд по почте поступило в 2010 г. 33236 обращений граждан.   Такая динамика, на наш взгляд,  свидетельствует, с одной стороны, как о росте правовой культуры граждан, с другой стороны - о слабости механизмов разрешения досудебных споров, снижением роли  институтов гражданского общества  в этом вопросе. По- прежнему очень много жалоб из мест лишения свободы.

Социальные структуры. Бедность многих жителей края вынуждает граждан обращаться в Главное управление Алтайского края по социальной защите с вопросами социальной поддержки, оказания им материальной помощи. Всего в управление в 2010 году поступило 9338 обращений, а годом ранее их было почти на 2 тыс. больше (11048 обращений). Чаще всего в органы социальной защиты обращаются наименее защищенные слои населения: пенсионеры, инвалиды. Ветераны, многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов. Более чем каждое третье поступившее обращение- от пенсионеров и участников и инвалидов ВОВ, 9% от инвалидов, 5% от представителей многодетных семей, 3 5- от одиноких матерей, 2%--безработных. Обращается и молодежь, студенты. Доля таких обращений менее 1%. Основными темами обращений граждан в 2010 г. в органы социальной защиты по-прежнему оставались вопросы улучшения жилищных условий-32%, оказания материальной помощи-23%,  предоставление мер социальной поддержки инвалидам-13% и субсидий на оплату ЖКХ-6%. Не снята проблема получения звания «Ветеран труда»- 5 % от всех обращений. Для оказания методической помощи гражданам органами социальной защиты в СМИ края         регулярно публикуются рубрики» Спрашивали- отвечаем», «Социальная защита: вопросы и ответы». У органов соцзащиты есть и свои предложения, как улучшить работу с обращениями граждан: и повышение ответственности за несвоевременное или неполное рассмотрение вопроса заявителей и повышение качества рассмотрений обращений граждан, поступающих из администрации президента и аппарата полпредства президента РФ в Сибирском федеральном округе.  

Органы местного самоуправления.

Среди жалоб связанных с деятельностью органов местного самоуправления чаще всего люди жалуются на плохие жилищные условия. В каждом втором письме содержится просьба об улучшении жилищных условий.  На втором месте идут обращения по проблемам ЖКХ-37% (рост тарифов, ремонт жилья, водоснабжение, аварийность жилья, дороговизна газификации). Если посмотреть на конкретный муниципалитет края, например, Камень на Оби, то картина выглядит следующим образом. В 2010 г. в администрацию города поступило 1349 обращений, что на 27 больше чем в предыдущем году. Всплеск обращений, по информации, представленной  членом Общественной палаты края Юрием Горожанкиным, был связан с повышением шума и вибрации, вызванного строительством крупного железнодорожного объекта в этом городе.

Очень много вопросов по ЖКХ: горячее водоснабжение, отопление домов. Зима выдалась очень холодной, и это привело к промерзанию многих водопроводов. По-прежнему в городе трудно получить место в детском саду, состояние доходов многих семей вынуждают их обращаться с просьбами об оказании материальной помощи для прохождения обследования и лечения своих детей. Крупные федеральные программы, такие, как переселение из ветхого аварийного жилья, капитального ремонта многоквартирных домов сопровождались ростом обращений и просьб граждан. Каждое третье обращение граждан на уровень муниципалитета находит положительное решение. Люди чаще начинают пользоваться своим правом: жаловаться в прокуратуру города на действия должностных ли администрации города. Если в 2009г. было всего 2 такие жалобы, то в прошлом году их стало 38.  В них люди неудовлетворенны как решаются их проблемы по жилищному и земельному вопросу.

Пределом мечтаний для многих граждан остается возможность лично обратиться к первым лицам края, но таковых всего примерно 500 человек в год. Вот и идет вал обращений к президенту, премьер-министру России.  Не является ли это признаком глубокого системного кризиса управления страной, на который совсем недавно указывал  и президент РФ Д.А.Медведев?

Общественная приемная В.В. Путина в Алтайском крае

Из общего  числа поступающих заявлений граждан (в 2010 году  поступило 3 тысячи жалоб) положительно решается 32-34%. Повторных обращений незначительно, не наблюдается и серьезного увеличения жалоб и предложений. Одной из основных проблем возникновения жалоб руководство Приемной и специалисты называют несовершенство принимаемых законов (к примеру: миграционные вопросы, получение звания «ветеран труда» в России прибывших граждан из бывших Советских Республик или ежегодное подтверждение инвалидности граждан, здоровье которых  по медицинским показаниям не может восстановиться). Жалобы возникают  из-за отписок муниципалитетов, различных структур министерств и ведомств и др. факторам, которые не удовлетворяют жизнь граждан.

Более всего граждане, по данным отдела по работе с обращениями граждан ОПРФ  недовольны деятельностью органов местного самоуправления, судебной системы, прокуратуры и милиции. Суммарный объем жалоб на правоохранительную систему составляет 62%. Чаще всего люди жалуются на бездействие, отказ в возбуждении уголовных делили напротив, их фабрикацию. Нередки жалобы на элементы насилия, вымогательство, отказы в возбуждении проверок.

От роста жалоб и обращений граждан страдают и сами госструктуры, их деятельность все чаще сводится не к решению своих основных функций, а к подготовке ответов на жалобы и обращения.

География. Лидерами по обращениям граждан являются такие муниципалитеты, как Камень на Оби и Белокуриха (до 8 жалоб на тысячу жителей), далее идут Барнаул, Славгород, Михайловский, Ключевской и Косихинский р-ны.

Если в органы власти, особенно краевого и федерального уровня мы наблюдаем рост количества обращений граждан, то в структурах гражданского общества наблюдается их некоторое снижение. Так, в наиболее структурно, организационно и юридически дееспособном общественном движении края - профсоюзах количество обращений по сравнению с прошлым годом даже снизилось более чем на 500 обращений (всего 18296 обращений). И это несмотря на то, что 2010 г. оставался очень сложным: кризисные тенденции в экономике не были преодолены. Продолжающиеся кризисные явления в экономике подтверждаются и характером обращений в профсоюзы: людей чаще всего волновали проблемы перехода на неполную рабочую неделю, нарушались сроки выплаты заработной платы, люди оспаривали законность увольнений по сокращению численности. В пользу работников, благодаря усилим профсоюзов было дополнительно выплачено более 40 млн. руб.

Не так много обращений и в Общественную палату края. На наш взгляд это может быть свидетельством кризиса структур гражданского общества, когда граждане не обращаются в те структуры, по компетенции которых и должен решаться их вопрос или защищаться  права.

Снижается и действенность СМИ в этой сфере. Вот, например, недавно Алтайская правда опубликовала статью «В детский сад с боями?» о проблемах с получением мест в детских садах г. Бийска. Около ста мам вышли пикетировать мэрию. Люди задавали резонные вопросы: в городе было введено дополнительно 700 мест в детских садах, однако очередь почему-то так и не продвинулась. В прежние годы такая публикация  стала бы, как минимум, предметом рассмотрения на парткоме. Почему на такие публикации не всегда реагирует прокуратура, которая обязана стоять на страже интересов граждан, противодействовать коррупции. Последуют ли какие-либо действия прокуратуры, когда на этот факт обращает внимание Общественная палата? Мы в этом почему-то не уверены.

Рост числа обращений граждан, объясняется:

- сохраняющимся высоким уровнем бедности жителей края;

- отсутствием широкого общественного участия при принятии законодательных актов;

- низким уровнем развития гражданского общества и института независимой прессы;

- низким уровнем мотивации чиновников решать проблемы людей;

- финансовой неспособностью органов местного самоуправления справляться с объемом функций, связанных с поддержкой систем ЖКХ, учреждений образования и здравоохранения, обеспечения нуждающихся жильем 

- сложностью проводимых в стране социальной (монетизация) и жилищно-коммунальных реформ, попыткой создание в этой сфере конкурентного рынка;

- высоким уровнем ожиданий патерналистской политики со стороны первых лиц государства и несовершенством системой управления;

- закрытостью или недостоверностью информации о деятельности органов власти и учреждений по оказанию государственных - низкой правовой грамотностью населения

 Для повышения эффективности работы с обращениями граждан органов власти, общественных объединений ОПАК считает необходимым:

  • Обратиться в Администрацию Алтайского края с предложением о включении в повестку дня заседаний Совета администрации и коллегий управлений администрации вопроса по работе с обращениями граждан.
  • Обратиться к депутатам Государственной Думы с предложением об ускорении принятия закона о материальной ответственности чиновников за отписки и волокиту.
  • Рекомендовать структурам, имеющим право на законодательную инициативу, чаще использовать наиболее типичные жалобы для их генерации в соответствующие нормативно-правовые акты.
  • Добиться законодательного обеспечения общественного контроля за ходом решения вопросов по обращениям граждан посредством соответствующего дополнения в ФЗ №59 « О порядке рассмотрения обращений граждан».
  • Открыть в крае прямую ежедневно работающую телефонную линию для работы с обращениями граждан с функциями справочно-консультативной службы.
  • Шире использовать электронные информационные ресурсы, СМИ, в которых органы власти являются учредителями для правого просвещения граждан
  • Вести практику личного приема граждан членами Общественной палаты края.
  • Обратиться в прокуратуру края с предложением организовать проверку с целью анализа причин многочисленных повторных жалоб граждан.
  • Разработать и выставить на сайте ОПАК памятки "Для тех, кто решил обратиться в органы власти для защиты своих прав».
  • Рекомендовать Совету муниципальных образований открыть сеть консультационных пунктов и Интернет приемные при главах муниципальных образований.

 


« Предыдущий материал Перейти к списку Следующий материал »