Новости

Новости палаты

Главная тема

Мнение

Новости общественной жизни

Фоторепортажи

Новости общественной жизни

08/11/2019 » Общественники обсудили ситуацию с доступом СО НКО на рынок услуг в социальной сфере


 
 
 
 
 

На итоговом форуме «Сообщество» 31 октября Общественная палата (ОП) РФ представила результаты общественного мониторинга ситуации с доступом СО НКО на рынок услуг в социальной сфере.

Ежегодно Министерство экономического развития готовит отчет о реализации субъектами РФ мер по обеспечению доступа СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере. Члены ОП РФ решили сравнить официальные данные с общественной оценкой.

«Мы обратились в общественные палаты субъектов, попросили заполнить большую и сложную анкету. Причем не просто заполнить, а провести консультации с ресурсными центрами НКО. Мы получили ответ от 46 палат, в том числе Забайкальского края, республик Башкортостан, Хакасия, Ульяновской, Ярославской областей», — рассказала Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. Кроме того, ОП РФ попросила органы исполнительной власти найти успешные практики в этой сфере.

Помимо собственно результатов мониторинга в докладе представлен анализ нормативно-правовой базы, действующей в сфере оказания соцуслуг, и информация о зарубежном опыте.

Согласно данным Минэкономразвития РФ, объем средств, переданный НКО на предоставление соцуслуг, составил более 31,3 млрд рублей в 2018 году (на 30% больше, чем в 2017-м). Эти средства распределили между 4,4 тыс. СО НКО, а услугами воспользовались более 22 млн человек (в 3,6 раза больше, чем в 2017 году).

Мониторинг Общественной палаты РФ показал, что общими проблемами для разных отраслей по-прежнему остаются низкие тарифы оплаты соцуслуг, из-за которых НКО сложно выйти на рентабельность, и межведомственный характер оказываемых услуг. Последнее означает, что если услуги находятся на стыке отраслей, не всегда четко разграничено, какое ведомство за них отвечает.

Появились и новые проблемы. НКО, которые получают возмещение из бюджета на оказание услуг, столкнулись с задержкой выплат. По словам Елены Тополевой-Солдуновой, некоторые организации ждут около года, пока им возместят затраты, так как эти суммы не предусмотрели при планировании бюджета.

В отдельных отраслях возникают свои проблемы. Например, в сфере социальной защиты участники мониторинга отметили избыточные требования при вхождении в реестр поставщиков соцуслуг в некоторых регионах. В сфере молодежной политики отсутствует специальный федеральный закон, который бы определял здесь понятие услуги. В результате услуги не могут оказываться на легитимной основе.

Для решения этих проблем, в частности, предлагают разработать методику оценки потребностей в услугах, усилить контроль за своевременным получением средств, усилить методическую роль федеральных органов власти.

Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Игорь Галл-Савальский предложил создать единый прозрачный механизм финансирования услуг во всех отраслях соцсферы. По мнению эксперта, разрабатывать его должен тот, кто распоряжается бюджетными средствами, - Министерство финансов РФ. Сейчас требования к оказанию услуг во всех регионах, в том числе объем финансирования, разные.

Елена Тополева-Солдунова отметила, что региональные органы власти и сами НКО опасаются падения качества услуг. Кроме того, они считают, что услуги могут стать платными для получателя, а из-за активного привлечения НКО к оказанию социальных услуг муниципальные учреждения закроются.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров считает, что этих рисков не существует. Плату за услугу могут просить и в бюджетных учреждениях, это общая проблема, с которой нужно бороться другими способами. Проблемы качества услуг не возникнет, если развивать механизмы контроля. Тогда главный контролер качества услуг — потребитель — может сообщить о проблеме в контрольный орган.

Риск вытеснения бюджетных учреждений некоммерческими организациями, по мнению эксперта, не обоснован, — масштаб участия негосударственных организаций в оказании соцуслуг мал.

«Практика показывает, что в тех субъектах, где установлены прозрачные принципы распределения бюджетных средств, бюджетное учреждение начинает работать гораздо лучше», — добавил Алексей Лавров.

«Основная цель – появление конкуренции, - отметил Илья Торосов, заместитель министра экономического развития РФ. - Появляется конкуренция, НКО больше участвует в распределении услуг, растет качество услуг. Что касается рисков, то чем больше услуг и денег, тем больше вероятность, что эти услуги будут нехорошего качества. Но при тех объемах, которые существуют сегодня, говорить об этом рано. Мы надеемся, что эти услуги предоставляются с душой, и это одно из главных преимуществ СО НКО».

 

 

 
Справка: Общественная палата Алтайского края провела ряд мероприятий в рамках  общественного мониторинга ситуации с доступом СО НКО на рынок услуг в социальной сфере, результаты которого были обсуждены на круглом столе и направлены в Общественную палату Российской Федерации.
 
 
Источник: https://www.oprf.ru

 


Перейти к списку Следующий материал »