О палате

Нормативные документы

Регламент

Структура палаты

Члены палаты

Документы

Аппарат ОПАК

антикоррупционная политика

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ № 1               

                                            


                                                               УТВЕРЖДЕНО 

                                                                 Приказом КГКУ  «Аппарат   Общественной палаты

                                                                  Алтайского края»  01.11.2019 № 6

 

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

краевого государственного казённого учреждения «Аппарат Общественной палаты Алтайского края»

 

1.Общие положения

 

1.1. Настоящая Антикоррупционная политика (далее – «Антикоррупционная политика») краевого государственного казённого учреждения «Аппарат Общественной палаты Алтайского края», подведомственного управлению делами Губернатора и Правительства Алтайского края (далее – Аппарат Общественной палаты Алтайского края, Учреждение) разработана во исполнение требований статьи 13.3 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными (подготовленными) Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и размещенными на сайте http://www.rosmintrud.ru (редакция по состоянию на 19.12.2018).

1.2. Антикоррупционная политика определяет основные принципы, процедуры и мероприятия, направленные на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Аппарата Общественной палаты Алтайского края.

 

2. Цели и задачи внедрения Антикоррупционной политики

 

2.1. Целями Антикоррупционной политики являются профилактика и предупреждение коррупционных правонарушений в деятельности Аппарата Общественной палаты Алтайского края.

2.2. Задачами Антикоррупционной политики являются:

- закрепление обязанностей работников Учреждения по соблюдению принципов, требований Антикоррупционной политики, знанию норм применимого к деятельности Учреждения антикоррупционного законодательства;

- формирование у работников Аппарата Общественной палаты Алтайского края, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики Учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

- создание системы мер, процедур и механизмов в Учреждении, направленных на предупреждение и противодействие коррупции.

 

 

3. Используемые в Антикоррупционной политике основные понятия и определения

 

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции — деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Контрагент — любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Общество вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (часть 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Коммерческий подкуп — незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)
(часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)
.

Личная заинтересованность работника (представителя организации) – это возможность получения работником (представителем организации) при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) для себя или третьих лиц (состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми работник и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями).

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица - незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Организатор закупки – лицо (юридическое лицо), непосредственно выполняющее тем или иным способом процедуры закупки и берущее на себя соответствующие обязательства перед участниками закупки.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупционные проявления – действия (бездействия) работников Организации, содержащие признаки коррупции или способствующие ее совершению.

Антикоррупционная экспертиза документов – деятельность по предупреждению включения в проекты документов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, по выявлению и устранению таких положений в действующих документах.

Подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями - подарок, полученный работником Организации от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им должностных обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих должностных обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).

Получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей - получение работником Организации лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностной инструкцией, а также в связи с исполнением должностных обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной трудовой деятельности работника.

 

 

4. Основные принципы антикоррупционной деятельности Аппарата Общественной палаты Алтайского края

 

4.1. Принцип соответствия политики Учреждения действующему законодательству и общепринятым нормам.

Аппарат Общественной палаты Алтайского края реализует антикоррупционные мероприятия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, заключенными Российской Федерацией международными договорами, законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актам, применимыми к Учреждению.

4.2. Принцип личного примера руководства Учреждения.

Руководство Учреждения личным примером формирует культуру нетерпимости к коррупции в любых формах и выполняет ключевую роль в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

4.3. Принцип вовлеченности работников.

Работники Учреждения информируются о положениях антикоррупционного законодательства и принимают активное участие в формировании и реализации антикоррупционных мероприятий и процедур.

4.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений, осуществляется в Учреждении с учетом существующих в его деятельности коррупционных рисков.

4.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.

Учреждение применяет такие антикоррупционные мероприятия, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят, значимый результат.

4.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

В случае совершения работниками Учреждения коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, они привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий.

Руководство Учреждения несет персональную ответственность за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

4.7. Принцип открытости деятельности Учреждения.

Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Учреждении антикоррупционных мероприятиях.

4.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Учреждение осуществляет регулярный мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных мероприятий и процедур, а также контролирует их исполнение.

 

5. Область применения Антикоррупционной политики и круг лиц, попадающих под ее действие

 

5.1.Основным кругом лиц, попадающих под действие Антикоррупционной политики, являются работники Учреждения, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

5.2.Требования настоящей Антикоррупционной политики распространяется также на контрагентов Учреждения и иных лиц, в случаях, когда соответствующие обязательства (требования) закреплены в договорах (контрактах) или прямо вытекают из законодательства.

 

6. Должностные лица Аппарата Общественной палаты Алтайского края, ответственные за реализацию Антикоррупционной политики

 

6.1. В Учреждении ответственным за противодействие коррупции, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов является  Руководитель  Учреждения.

Задачи, функции и полномочия Руководителя, как ответственного сотрудника в сфере противодействия коррупции, определены его должностной инструкцией.

Эти обязанности включают в частности:

- разработку локальных нормативных актов учреждения, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, Кодекса этики работников и т.д.);

- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками Учреждения;

- организация проведения оценки коррупционных рисков;

- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;

- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов.

 

7. Определение и закрепление обязанностей работников Аппарата Общественной палаты Алтайского края, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

 

7.1. Обязанности работников Учреждения в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются общими для всех сотрудников, а также устанавливаются отдельным категориям работников приказом директора.

7.2. Общими обязанностями работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются следующие:

- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Учреждения;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения;

- незамедлительно информировать ответственное должностное лицо Учреждения, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, руководство Учреждения  о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

- незамедлительно информировать руководство Учреждения о ставшей известной информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;

- сообщить ответственному сотруднику о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

7.3. Исходя их положений статьи 57 Трудового кодекса РФ, по соглашению сторон в трудовой договор, заключаемый с работником при приёме его на работу, могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные данной Антикоррупционной политикой.

7.4. Общие и специальные обязанности включаются в трудовой договор с работником Учреждения. При условии закрепления обязанностей работника, в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

8. Установление перечня реализуемых в Аппарате Общественной палате Алтайского края антикоррупционных мероприятий

 

Направление

Мероприятие

Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения, декларация намерений

Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения.

Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью Учреждения, стандартной антикоррупционной оговорки.

Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников.

Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур

Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.)

Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.)

Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.

Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности Учреждения, от формальных и неформальных санкций.

Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.

Обучение и информирование работников

Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации.

Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.

Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита Организации требованиям Антикоррупционной политики Организации

Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур.

Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета.

Привлечение экспертов

Периодическое проведение внешнего аудита.

Привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности Организации и организации антикоррупционных мер.

Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов

Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции.

Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

 

9. Оценка коррупционных рисков

 

9.1. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и видов деятельности Учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками Учреждения коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Учреждения.

9.2. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности Учреждения и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

9.3. Оценка коррупционных рисков проводится как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе.

9.4. Возможные коррупционные правонарушения в Учреждении:

- письменная поддержка НКО, участвующих в конкурсах на получение грантов за денежное вознаграждение, или оказание какой-либо услуги;

-  незаконное оказание письменной и другой поддержки личным участием с использованием должностного положения учреждениям, организациям и физическим лицам, касающихся различных правонарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности и решению любых имущественных и других неимущественных вопросов в их пользу;

- использование  служебных полномочий на получение   денежного вознаграждения при заключении договоров с контрагентами при реализации Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- оказание незаконных платных консультационных услуг;

- незаконное продвижение НКО в сфере повышения рейтинга по оказанию определенных услуг на сайте Общественной палаты Алтайского края.

9.5 Перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском в Организации:

- руководитель;

- заместитель руководителя;

- работник учреждения, выполняющий обязанности в сфере закупок и физическое лицо, оказывающее услуги по ведению бухгалтерского учета по гражданско-правовому договору;

- специалист по связям с общественностью.

 

10. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований Антикоррупционной политики

 

10.1. Работники Учреждения несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за несоблюдение антикоррупционного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10.2. Работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

 

11. Порядок пересмотра и внесения изменений

в Антикоррупционную политику Аппарата Общественной палаты алтайского края

 

11.1. Антикоррупционная политика Учреждения может быть пересмотрена, в неё могут быть внесены изменения в случае изменения законодательства РФ.